Статьи >> Удаление сажевого фильтра – как решение проблемы

В связи с введением в 2005 году экологического стандарта ЕВРО-4, регламентирующего количество вредных выбросов в окружающую среду, автопроизводители (для соблюдения этих норм) были вынуждены устанавливать дополнительное оборудование, в частности на дизельных автомобилях - сажевый фильтр, который служит для нейтрализации мелких сажевых частиц, являющихся продуктом сгорания дизельного топлива.

Сажевый фильтр представляет собой металлический цилиндр, заполненный специальным жаростойким керамическим материалом (карбид кремния) с ячеистой структурой, который способен задерживать мелкие сажевые частицы.

Наиболее часто применяются: DPF (Diesel Particulare Filtre) сажевые фильтры закрытого типа; FAP (Filtre a Particules) сажевые фильтры закрытого типа с функцией регенерации.

Принцип работы: При прохождении отработавших газов через сажевый фильтр, частицы сажи задерживаются на поверхности стенок керамической матрицы. Нанесенный на стенки матрицы катализатор способствует окислению несгоревших углеводородов и угарного газа.

Очистка фильтра от накопившейся сажи происходит путем регенерации. Различают активную и пассивную регенерацию сажевого фильтра

При пассивной регенерации происходит непрерывное окисление сажи за счет действия катализатора и высокой температуры отработавших газов (350-500°С) при поездках по трассе, больших нагрузках, и т.д. При определенных режимах работы двигателя (небольшая нагрузка и др.), из-за невысокой температуры отработавших газов, пассивная регенерация происходить не может. В этом случае осуществляется активная (принудительная) регенерация сажевого фильтра. «Запускает» функцию регенерации сажевого фильтра ЭБУ (электронный блок управления) по показаниям расходомера воздуха, датчиков температуры (до и после фильтра), датчика кислорода и датчика дифференциального давления. Сигналом служит величина сопротивления, которое фильтр создает протоку отработавших газов. Как только пропускная способность сажевого фильтра стает ниже нормы, начинается регенерация, заключающаяся в прожиге осевшей сажи. Для этого, в цилиндры мотора, после основной порции топлива, подаётся ещё одна дополнительная, клапан EGR перекрывается, при необходимости изменяется алгоритм управления геометрией турбины. Не полностью сгоревшая смесь, через выпускной коллектор попадает в катализатор, который установлен перед сажевым фильтром, и там происходит её дожиг. При этом температура выхлопных газов проходящих через катализатор значительно повышается. Дальнейшее движение разогретых газов по выпускному тракту, приводит к повышению температуры в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться. Об этом может свидетельствовать чёрный дым, выходящий из трубы. Моментальный расход топлива и обороты холостого хода повышаются.
Если блок управления двигателем выявит некорректную работу любого из компонентов системы отвечающей за контроль правильного смесеобразования – расходомера воздуха, системы EGR, датчика кислорода и т. д., то это приведет к невозможности проведения регенерации сажевого фильтра. Чаще всего, в таких случаях активируется аварийный режим работы двигателя (на панели приборов загорится предупреждающий символ, мотор потеряет тягу, максимальные обороты снизятся до 2500-3000 мин-1, повысится расход топлива и увеличится дымность выхлопа).

Симптомами проявления «забитости» сажевого фильтра являются:

  • снижение мощности двигателя
  • периодически появляющаяся повышенная дымность выхлопных газов
  • повышенный расход топлива
  • неустойчивые обороты холостого хода
  • повышенный уровень моторного масла в двигателе
  • неестественный, шипящий звук при работе двигателя
  • предупреждающий сигнал – «значок» DPF фильтра на панели приборов.

Эксплуатация автомобиля с забитым сажевым фильтром наносит значительный вред мотору , а иногда приводит к физическому разрушению. Поэтому, регулярная диагностика и своевременное прохождение ТО, помогут избежать этих проблем.

Частые короткие поездки по городу, неисправный двигатель, некачественное топливо с высоким содержанием серы и т.д. – факторы, которые влияют на долговечность сажевого фильтра. При этом он чаще забивается и соответственно чаще происходит регенерация, а это ведет к увеличению уровня масла и его разжижению, так как часть топлива (дополнительное обогащение) стекает по стенкам цилиндров в поддон. Свойства такого масла, естественно, ухудшаются, значительно сокращая ресурс двигателя.. Сажевые фильтры на практике служат 120-150 тыс.км.(в условиях эксплуатации нашего региона еще меньше). Их замена стоит очень недешево. Цена нового сажевого фильтра находится в диапазоне 900…3000 euro.

Наиболее экономически выгодным решением этой проблемы, является физическое удаление сажевого фильтра с обязательным его программным отключением.

Эта процедура в дальнейшем избавит от подобных проблем, снизит расход топлива, вернет и улучшит тяговые характеристики двигателя и значительно продлит его ресурс. Мы оказываем услуги по удалению и программному отключению сажевых фильтров для большинства современных дизельных автомобилей.

 Постоянное развитие и совершенствование в этом направлении, а так же использование новейших программ и технологий позволяет нам грамотно и корректно отключить программно сажевый фильтр (алгоритмы его диагностики и функции регенерации), чем в дальнейшем обеспечить корректную и надежную работу двигателя.

Внимание! Программное и физическое удаление FAP/DPF должно производиться сразу, в любом порядке.